Дело Чести

 

Герб Асбеста рождался в муках. Пять лет проб и ошибок, настойчивого продвижения вперёд, отчаяния и творческих находок – вот сколько вобрал в себя зелёный квадратик с перекрещивающимися в огненном (солнечном) кольце серебряными нитями. Он лаконичен и прост, каким и должен быть символ молодого рабочего города.

На первый взгляд создание герба представляется геометрической задачей. Геральдические знаки сведены в специальную таблицу – изучай, выбирай подходящие и составляй, словно кусочки детской мозаики. На самом деле от знакомства с наукой геральдикой до создания символов дистанция огромного размера. Как миг между прошлым и будущим, называемый простенько – жизнь.

Жизнь полна событий, особенно в молодости. И кто знает, когда человек сделает первый шаг на пути к главному своему делу? А точка отсчета есть. Владимир Анатольевич Голомолзин может сказать совершенно точно: это день, когда он пришел заниматься в студию художника Виктора Николаевича Сабурова. Сомнения пришли потом (как без этого), но художественное училище Владимир Анатольевич успешно закончил и вернулся в Асбест, где жили родители и прошли школьные годы. Устроился художником-оформителем в Центральное рудоуправление комбината «Ураласбест». Занимался наглядной агитацией, оформлением колонн к праздничным демонстрациям – тем, что можно назвать рутиной, а можно и творчеством, в зависимости от собственного отношения к делу. Впрочем, свободное творчество – удел свободных от финансовых проблем людей. Советский художник подобным избалован никогда не был.

Через десяток лет Голомолзину предложили административную должность – руководить художественной мастерской комбината «Ураласбест». По сути, это была работа на город: оформление конференций, значимых мероприятий. Должность научила быть руководителем, дипломатом, а ремесло из рук уплывало.

И тут в стране началась перестройка. Она кидала художника туда-сюда, прибавила к нажитому собственный опыт и вывела совсем на другую дорогу. Владимир Анатольевич стал художником-конструктором в ОАО «Заречный», начал заниматься проектированием изделий из хрусталя. При чем же здесь герб?

Герб – дело чести. Поэтому, когда администрация города объявила конкурс на разработку главного символа Асбеста, Владимир Анатольевич Голомолзин не мог не принять участие. Опасаясь, что эскизов на конкурсной выставке будет немного, сделал несколько штук. Для чистоты эксперимента фамилии художников под эскизами не значились. Комиссия выбирала лучшие из тех работ, что максимально приближались к идеалу. Но, пожалуй, идеал тогда не представил никто.

«Максимально приближенными» оказались эскизы Голомолзина и их решено было «взять за основу». То, что работа над ними будет продолжена, оговаривалось сразу.

«И начались мои злоключения», – говорит сегодня Голомолзин, когда уже можно и пошутить. А тогда, в 1998-м, только – только все начиналось. И не столько графические, сколько творческие искания. Асбест-минерал изобразить можно, а как показать его основные свойства? Какие геральдические знаки наполнить собственным смыслом?

Пока в Асбесте размышляли и делали наброски, в Екатеринбурге появилась Уральская геральдическая ассоциация. Там нашему художнику, помогать которому взялся и главный архитектор Асбеста С. И. Альперин, подсказали показать негоримость минерала не через огненный фитиль, как было первоначально, а через огненную (солнечную) корону. Даже лучи этой короны имеют свое значение: прямые показывают силу солнца, изогнутые-температуру. Нам как раз подходят изогнутые.

Следующий основной символ (впрочем, второстепенных в нашем гербе и нет) – асбестовые нити. Как их показать? Каким геральдическим знаком? В Асбесте думали, а специалисты Уральской геральдической ассоциации уже изобразили асбестовский герб на свой вкус и представили на утверждение в Москву. По счастью, номер не прошел. Глава Асбеста В. А. Власов лично выразил протест против подобного самоуправства и заявил, что город справится сам. И не такие задачи решать приходилось.

– Вилообразный крест! Тысячу раз смотрел на него, а озарение не приходило, – рассказывает Владимир Анатольевич, – и в какой-то момент понял: вот же они, асбестовые нити. Так просто – вилообразный крест...

Завершили работу скошенные углы – они означают карьер, а цвета не изменились с первого эскиза: зеленый, красный, серебристый. В нашем гербе нет случайных элементов, которые время может опровергнуть или изменить: хризотил-асбест не меняет своих свойств. Простота, которая идет через сложность. Благодаря этому и с флагом не возникло проблем: просто повернули зеленый прямоугольник вправо. Получился флаг.

Теперь, когда все позади, когда герб и флаг родного Асбеста утверждены во всех инстанциях и даже установлены в значимых местах города, художнику Голомолзину не верится, что дело сделано. То самое, рядом с которым так уместно второе слово – «честь».


к началу страницы
Copyright © SVCh.